Историография. Часть 1.

© к.и.н Л.М. Аржакова, 2005

 

 

п/п

Наименование темы

Всего часов

Лекции

Семинары

д

в/о

д

в/о

1.

Историография, ее предмет и задачи. Периодизация. Обзор литературы

4

4

2

2

 

2.

Античное и библейское историографическое наследие

4

4

2

2

 

3.

Истоки славянского историописания

4

4

2

2

 

4.

«Гуситская хроника» и другие позднесредневековые исторические труды

4

4

2

2

 

5.

Западноевропейская историческая мысль в эпоху Ренессанса

4

4

2

2

 

6.

Основные течения в славянской историографии XVI в.

4

4

2

2

 

7.

Барокко и его преломление в славянском историописании XVII в.

4

4

2

2

 

8.  

Просвещение. Его основные историософские идеи

4

4

2

2

 

9.

Чешские «будители»

4

4

2

2

 

10.

 

От «Новых Афин» Б. Хмелевского к «Истории польского народа» А. Нарушевича

4

4

2

2

 

11.

 

Состояние исторических студий в южнославянских землях.

4

4

2

2

 

12.

Паисий Хилендарский и начало болгарского Возрождения

4

4

2

2

 

13.

Романтизм, его французский, английский, немецкий эталоны

4

4

2

2

 

14.

 

Чешские романтики. Палацкий и его труды

4

4

2

2

 

15.

Становление словацкой историографии

4

4

2

2

 

16.

Романтизм и национально-освободительное движение в Польше

4

4

2

2

 

17.

И. Лелевель и его школа

4

4

2

2

 

18.

Русско-западнославянские научные связи первой половины XIX в.

4

4

2

2

 

19.

Южнославянская историография первой половины XIX в.

4

4

2

2

 

20.

Южнославянская проблематика в русской исторической науке первой половины XIX в.

4

4

2

2

 

21.

Позитивистская модель историографического процесса

4

4

2

2

 

22.

Польская историческая мысль после восстания 1863 г.

4

4

2

2

 

23.

Так называемая Варшавская и Краковская школы

4

4

2

2

 

24.

Российская полонистика второй половины XIX в.

4

4

2

2

 

25.

Научное наследие Н.И. Кареева и Н.Н. Любовича

4

4

2

2

 

26.

Новые веяния в чешской науке второй половины XIX в.

4

4

2

2

 

27.

Й. Пекарж и его место в развитии чешской историографии

4

4

2

2

 

28.

Проблемы истории Чехии и Словакии в освещении пореформенной российской славистики

4

4

2

2

 

29.

Разработка истории полабских и прибалтийских славян

4

4

2

2

 

30.

Успехи болгарской и югославянской историографии второй половины XIX в.

4

4

2

2

 

31.

Изучение истории южных славян в пореформенной России

4

4

2

2

 

32.

Кризис исторической мысли в начале ХХ века. Его характер и последствия

4

4

2

2

 

33.

Обзор состояния зарубежной славянской историографии начала ХХ века

4

4

2

2

 

34.

Отечественное славяноведение в начале ХХ века

4

4

2

2

 

 

Итого

136

136

68

68

 

 

 

IV. Содержание курса

 

 

Предмет и задачи курса историографии истории южных и западных славян. Соотношение историографии и источниковедения. Роль историографических студий в исследовательской работе слависта. Проблема периодизации истории исторической мысли. Обзор литературы вопроса.

Античное и библейское историографическое наследие. Основные этапы развития средневековой историографии. Истоки славянского историописания. Взаимодействие византийской и западноевропейской традиций. «Именник болгарских ханов», «Сказание черноризца Храбра о письменах» и др. древнейшие образцы славянских исторических произведений. Анналы и хроники – постепенная эволюция жанра. «Гуситская хроника» Лаврентия из Бржезовой и другие памятники позднего средневековья. «История Польши» Яна Длугоша как вершина славянской средневековой исторической мысли.

Европейская историография эпохи Возрождения. Лоренцо Валла, Николо Макьявелли и др. основоположники историописания раннего Нового времени. Основные очаги славянского историописания XVI века. «Чешская хроника» Вацлава Гаека как классический пример сложного переплетения ренессансных и средневековых элементов. Тесное взаимовлияние польской и русской историографических традиций: сочинения Мацея Меховского, Мартина Кромера, Мацея Стрыйковского и др.

Барокко и его преломление в славянском историописании XVII века. Общая стадиально-типологическая характеристика явления. Полемика по поводу места Барокко в социокультурном процессе. Белогорская катастрофа как веха в истории чешской исторической мысли: труды Павла Скалы, Павла Странского, Вилема Славаты, Богуслава Бальбина. Особенности барочной историографии  в Польше, на Балканах, на Руси.

Историософские идеи Просвещения: Ш. Монтескье, Вольтер, И.Г. Гердер и др. Степень и характер проникновения этих идей в страны региона. «Сарматизм» и польская историография XVIII в. «История польского народа» Адама Нарушевича. Историческая тематика в памфлетах эпохи разделов Речи Посполитой. Роль исторических трудов в становлении чешского национального Возрождения. Гелазий Добнер, Франтишек Пельцль и другие будители. Йозеф Добровский – один из основоположников научной славистики. Сербо-хорватская историография XVIII века. Йован Раич и его «История разных славянских народов». «История славяноболгарская» Паисия Хилендарского и начало болгарского Возрождения. Формирование российской славистики: от перевода «Царства славян» Мавро Орбини к славянским разделам в трудах В.Н. Татищева, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.

Романтизм, его социально-политические и гносеологические корни. Главные романтические течения в европейской науке. Вацлав Ганка и другие чешские романтики. Франтишек Палацкий и его «История чешского народа». Словацкая историография первой половины XIX в.: Ян Коллар, Павел Йозеф Шафарик. Варшавское Общество друзей науки и другие центры исторических студий в польских землях. Юлиан Урсын Немцевич. Подъем национально-освободительного движения в разделенной Польше и романтизм. Иоахим Лелевель и его школа.  Историческая концепция Адама Мицкевича. Вук Караджич, Васил Априлов как представители южнославянской исторической мысли. Роль сочинений Юрия Венелина в развитии болгаристики. Успехи славяноведения в дореформенной России.

Позитивистская модель исторического процесса. Споры вокруг теории равноправных факторов и других положений позитивизма.

Польская историческая мысль после восстания 1863 г. Трудное расставание с романтическими иллюзиями – исторические романы Генрика Сенкевича. Научные и политические принципы Краковской исторической школы: Валериан Калинка, Юзеф Шуйский, Михал Бобжиньский. Научно-политическая платформа Варшавской школы: Тадеуш Корзон, Владислав Смоленьский. Причины падения Речи Посполитой – ключевая и злободневная проблема польской науки. Активное участие  российской полонистики в разработке  данной проблемы: С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров и др. 1880-е годы – время резкого подъема полонистических студий в России. Место полонистики в научном наследии Н.И. Кареева.  Вклад Н.Н. Любовича в изучение истории польской Реформации.

Новые веяния в чешской науке второй половины XIX века. Фундаментальная «История чешского восстания» Антонина Гиндели. Ярослав Голл, его последователи и ученики. Томаш Масарик и полемика вокруг Краледворской и Зеленогорской рукописей.  Позиция русских славистов в споре о Рукописях. Гуситское движение – центральная тема в пореформенной отечественной чехистике: труды  И.С. Пальмова, Ю.С. Анненкова и др.

 Югославянская историческая  наука второй половины XIX в. – формирование новых исследовательских центров, значительное расширение источниковой базы. Критическое направление в историографии: Иларион Руверац, Стоян Новакович, Векослав Клаич и др. Значительные сдвиги в историографии Болгарии. Труды Захария Стоянова. Марин Дринов и укрепление русско-болгарских научных связей. Балканская проблематика в трудах российских славистов: исследования Н.А. Попова, А.Ф. Гильфердинга, В.В. Макушева, П.А. Ровинского и др. В.И. Ламанский и его школа.

Новые веяния в философии истории. Влияние идей Н.Я. Данилевского,  К.Н. Леонтьева. Баденская школа и ее основные идеи – Генрих Риккерт, Макс Вебер. Методологический кризис рубежа XIX-XX вв. и славянская историография.

Узловые проблемы исторической славистики  начала ХХ века, их взаимосвязь с внешне- и внутриполитическими конфликтами своего времени. Состояние отечественного славяноведения в этот период.

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная литература

Историография истории южных и западных славян.  М., 1987.

 

 

Дополнительная литература

 

1.     Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М., 1980. 

2.     Славяноведение в дореволюционной России: изучение южных и западных славян. М., 1988.

3.     Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. СПб., 1993.

4.     Главы по истории славяноведения // Очерки истории исторической науки в СССР. Т.I-V. М., 1978-1985.


Вопросы к экзамену

 

1.     Место историографии в системе исторических наук

2.     Библейская и античная традиции в европейской историографии

3.     Основные этапы развития средневековой историографии

4.     Раннее славянское историописание

5.     Историческая мысль в эпоху Ренессанса

6.     Барокко, его место в историографическом процессе

7.     Чешская историография эпохи Ренессанса и Барокко

8.     Польская историография эпохи Ренессанса и Барокко

9.     Историософские идеи Просвещения

10. Чешская историография эпохи Просвещения

11. Польская историография XVIII в. Адам Нарушевич

12. Паисий Хилендарский и его «История славяноболгарская»

13. Зарождение славяноведения в России

14. Романтизм, его место в стадиально-типологической схеме

15. Франтишек Палацкий и Павел Шафарик

16. Историческая концепция Иоахима Лелевеля

17. Вук Караджич и другие представители южнославянской историографии первой половины XIX в.

18. Юрий Венелин, его роль в развитии болгаристики

19. Отечественное славяноведение в дореформенной России

20. Позитивистская модель исторического процесса

21. Краковская и Варшавская школы в польской  исторической науке

22. Славянская тематика в трудах С.М. Соловьева и Н.И. Костомарова

23. Н.И. Кареев и Н.Н. Любович как полонисты

24. Ярослав Голл и Йозеф Пекарж

25. Гуситы в освещении российской дореволюционной историографии

26. Изучение истории балтийских славян в российской славистике

27. В.В. Макушев, А.Ф. Гильфердинг, В.И. Ламанский и разработка проблем южнославянской истории

28. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

 

Сайт управляется системой uCoz