Славяне в древности
© канд. филол. наук В.В. Василик, 2004
III. Распределение часов курса по темам и видам
работ
№ и тем
|
Наименование разделов и тем |
Всего Часов |
Аудиторные занятия |
|
||||
Д/о |
В/о |
лекции |
семинары |
|||||
Д/о |
В/о |
|||||||
1 |
Введение |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
||
2 |
Индоевропейский язык и индоевропейцы. |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
3 |
Древнеевропейцы», балто-славяне, протославяне. |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
4 |
Cлавяне в римскую эпоху |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
5 |
Славяне во время Великого
переселения народов. |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
6 |
Славяне в VI в. |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
7 |
Славяне в VII в. Становление Первого Болгарского Царства. |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
8 |
Славинии и Первое Болгарское Царство в VIII-первой половине IX в. |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
9 |
Сербы, хорваты и словенцы в VII-первой половине X в. |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
10 |
Западные славяне. Продвижение славян в Германию. |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
11 |
Язычество древних славян. |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
12 |
История Великоморавской державы, Христианизация славян. |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
13 |
Ранние чехи и поляки. |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
14 |
Жизнь и быт славян |
4 |
4 |
2 |
2 |
_ |
|
|
15 |
Жилище и постройки. |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
16 |
Хозяйственная деятельность. Ремесло и торговля. |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
17 |
Военное дело. Право и государственное устройство. |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
ИТОГО
|
68 |
68 |
34 |
34 |
|
|
||
IV Краткое содержание курса.
Тема 1. Введение. Письменные источники. Их специфика. Археологический и этнографический
материал: проблема интерпретации. История изучения древних славян: формирование
научных школ. Изучение древних славян в России. Литература.
Тема 2.Индоевропейский язык и индоевропейцы. Понятие об индоевропейской языковой семье и ее ветвях. Описание славянской ветви. Классификация индоевропейских языков: типы centum и satem. Историческое языкознание: его история и методология (сравнительно-исторический метод). Место индоевропейской семьи среди других языковых семей старого света (ностратическая гипотеза). Проблема времени выделения индоевропейской семьи ((IV тысячелетие). Проблема индоевропейской прародины – переднеазиатская (Иванов, Гамкрелидзе, Дьяконов), балканская (Гимбутас), причерноморская (Трубачев). Данные в пользу переднеазиатской прародины (языковые контакты с афразийской (семито-хамитской) семьей, реконструируемые термины для флоры и фауны и т.д.). Хозяйственная жизнь индоевропейцев – данные в пользу наличия земледелия у индоевропейцев (реконструкция сельскохозяйственных терминов – «плуг», «пахать» - aro и т.д.). Термины для металлов (медь, серебро). Скотоводство (термины «лошадь» , «корова» - gwous, «овца» ovis, «свинья» - sus и т.д.). Колесные повозки и вопрос о первоначальном полукочевом быте индоевропейцев. Сложный семейный строй. Общественный строй – наличие социальной иерархии, института «царей», торгового обмена. Религия индоевропейцев – прототеизм (представление о едином Божестве-небе, Отце – dieu-pater) и полидоксия (представление о множестве природных духов).
Тема 3. «Древнеевропейцы», балто-славяне, протославяне.
Распад индоевропейской семьи во второй половине III тыс. до н.э. (выделение индоиранцев, пра-греков, прото-армян). Древнеевропейская общность (кельтская, италийская, фракийская, иллирийская, германская, балтийская, славянская ветви), время ее выделения (конец III тыс.). Маршрут «древнеевропейцев» в Европу (Центральная Азия, Поволжье, Причерноморье), прослеживаемый по заимствованиям из тохарского, пра-тюркских и пра-финноугорских языков. Культура шаровых амфор и культура погребальных полей – возможные свидетельства расселения древнеевропейцев в Европе. Знакомство древнеевропейцев с морем, вторичное обретение земледелия. Место славянского языка среди других древнеевропейских языков. Проблема Балто-славянского единства и времени его распада. Вопрос о «праславянстве» тшинецко-комаровской культуры (ХIII-XV в до н.э.). Славяно-скифские изоглоссы (религиозная терминология и др.) и праславяно-скифская контактная зона. «Скифы-пахари», невры, сколоты, будины в IV книге Геродота и возможность их идентификации с праславянами. Славяно-скифские и славяно-кельтские контакты.
Тема 4. Праславяне в
конце I тыс. до н.э. –III н.э.
Пшеворско-зарубинецкая культура и вопрос о ее принадлежности славянам. Вопрос о прародине славян – висло-одерская («автохтонная теория») и висло-днепровская. Венедская теория: pro et contra. Древнейшие свидетельства о венедах (Плиний, Тацит, Птолемей). «Инды» Плиния, вопрос их тождества Свидетельство Тацита и вопрос о славяно-германских контактах в нач. н.э. Вопрос о значении этнонима suovenoi Германо-славянские изоглоссы (заимствование социальных терминов, оружейной терминологии, лексики, связанной с деньгами и т.д.), их классификация и датировка. Вопрос об оседлости венедов. Военная организация венедов по свидетельству Тацита. Suovenoi в «Географии» Птолемея.
Тема 5. Cлавяне в эпоху Великого переселения народов. Певтингерова карта. Berzovia и Дако-славянская контактная зона, возможность контактов славян с римлянами (вероятные реминисценции, связанные с Траяном в «Слове о Полку Игореве и т.д.). Ранние латинизмы в протославянском: (вино, осел и т.д.), вопрос о их прямом или опосредованном заимствовании. Черняховская культура и ее характер. Склавины и анты – выделение восточных славян. Свидетельства Иордана об антах. Восточные славяне под властью готов (Эрманарих).
Легенда о Сунихильде в сравнении с преданием о Кие, Щеке и Лыбеде. Винитарий и Боз (Буз): готско-славянские войны. Культурные заимствования славян у готов (изба, меч, шлем). Римское культурное влияние чрез готское посредство. Крушение державы вестготов. Славяне в империи гуннов. Свидетельство Приска о славянах в державе Атиллы. Расселение славян в Паннонии (Венгрия). Погребальный славянский обряд в жизни гуннов (strava). Культура Прага-Корчак (V-VI в.) и ее разновидности (суково-дзедзитская, пеньковская, ипотешти-кындештская). Ее основные характеристики – тип керамики, сельскохозяйственные орудия, типы и ареал обитания славян в IV-V в. Судьбы славян после гибели гуннской державы.
Тема 6.Славяне в VI в. Начало славянского
натиска на византийскую империю. Сотрудничество славян и остаточных гуннских
племен. Свидетельства Прокопия Кесарийского
о славянах. Cлавяне на службе у византийцев (история Хилвудия
и лже-Хилвудия). Этнографический очерк Прокопия и его значение. Религиозные представления славян
по Прокопию (прототеизм и полидоксия). Социальный строй - вопрос о значении термина «демократия» у Прокопия, собрания в его описаниях. Военное дело – слабая
вооруженность и воинственность славян. Славянские нашествия середины VI в. (547, 551, 558) и их
значение. Поход
Тема 7. Славяне в VII веке.
Открытие северной границы Византийской
в
Аварское иго и восстание славян. Само и его роль в восстании.
Государство Само в Паннонии. Славяно-франкские
отношения в середине VII
в. по свидетельствам Фредегара.. Поход Константа II в 658 против Славян.
Славяне в Малой Азии: поход
Дискуссия в исторической
литературе о роли иноземного элемента в организации славянской
государственности (булгары на Балканах, норманны на Руси). История булгар, их
место в тюркской группе языков, время их
переселения в Приазовье. История булгар в Приазовье. Кубрат и его сыновья:
разделение булгар на пять объединений и их судьбы: переселение за Дон, в Паннонию и
Равенну . Роль хазарского наступления в распаде булгарского единства. Путь
булгар под предводительством Аспаруха на Балканы
(переправа чрез Днепр и Днестр). Вопрос о локализации Огла.
Начало булгарских набегов. Поход Константина IV Погоната
в
Тема 8. Болгары и славяне в VIII-первой половине IX в.
Болгары при Льве Исавре (717-741): помощь византийцам
во время арабской осады Константинополя в
Про-византийские ханы (Сабин (763-67 , Паган ), их отношения с империей. Имперская политика по отношению к Болгарии: создание про-византийской агентуры. Хан Телериг и его антивизантйиская политика.
Походы Копронима
в 772-
Поход Ставракия
в
Вопрос о статусе славян как «союзников» булгар и их автономное положение. Булгаро-славянские отношения. Военная дифференциация между булгарами и славянами: конный характер булгарского войска, пеший – славянского. Ассимиляционные процессы в Болгарии в VIII-IX в. Законодательство Крума: борьба против воровства, пьянства, лжесвидетельства, пауперизации (по свидетельству Свиды). Греческие надписи и византийская титулатура ханов: титул Омуртага – «от Бога вождь». Отношение к христианству: преследования христиан 10 и 20 годах IХ в., терпимость при Пресиане.
Тема 9. Сербы, хорваты,
словенцы в VII-X веке. Вопрос о времени появления
хорватов и сербов, свидетельства Константина Багрянородного в 30-36 главах «Об
управлении империей» - истинное и недостоверное в них. Вопрос о Белой Хорватии
и Белой Сербии, их возможная локализация в Прикарпатье
и верхнем Повисленье. Борьба хорватов с аварами. Договоры византийцев с сербами и хорватами
при Ираклии в 30-
Тема 10. Западные славяне. Проблема
разделения единых западных славян на древних поляков, чехов, полабских славян, поморских славян. Этнический состав
восточной Германии в начале н.э., вопрос о лугиях и
их этнической принадлежности. Вопрос о переселении славян в Германию и о
времени его начала: автохтонная теория, V-VI века. (Мюлленхоф), II-III в. (Нидерле). Первые свидетельства
(Вибий Секвестр – «О реках», VI век).
Западные границы славянского продвижения
в Германии (реки Эльба, Заале, Энже,
Лорх, Верхний Майн, течение Дуная до Регенсбурга). Славянская топонимика в Германии (Кирвисти – Цербст, Велеград –
Мекленбург, Археологические
свидетельства о появлении славян в Германии (керамика, s образные височные кольца и т.д.).
Племена полабских славян: сербы, ободриты,
лютичи. Племена сербской группы – коледичи и житичи, нелетичви и нудичи, шкудичи, далеминцы (нижане), лужичане.
Ареал их обитания: центр на Заале, на восток до
Майна, на юг – до Чешских гор. Племена ободритов –
варны, вагры, полабы, древане. Область обитания – побережье от Любекского залива до низовьев Варны. Центры – Велеград (Мекленбург), Зверин (Шверин).
Лютичи или велеты, проблема их идентичности с вельтами Птолемея. Группа лютичей – хижане,
доленчане, ратари, черезпеняне, руяне. Центр ратарей – Ретра, ее культовое
значение, разрушение в
Походы Карла Великого в Саксонию и столкновение со славянами (780, 790, 794
Политика Карла Великого (союз с ободритами, войны против лютичей). Князь Вышан, его союз с Карлом и гибель (795). Limen Sorabicus Карла Великого (
Тема 12. Язычество древних славян. Теории славянского язычества: изначальный политеизм (Рыбаков), изначальный прототеизм и полидоксия (Ловмянский), доводы в пользу второй теории. Свидетельства Прокопия о едином боге - «творце молний» славян. Проблема этимологии имени «Перун» - связь или с дубом, или с камнем. Полидоксия: вилы, русалки и русальцы (возможная связь с средиземноморской мифологией), берегини, леший, домовой. Магическая практика – заговоры (вычленение языческих и христианских элементов), гадания. Их исполнители – волхвы, ведуны, знахари. Представления о загробном мире – первоначально ограниченном могилой и телом. «Нави» - мир призраков, упырей и вурдалаков. «Рай, ирий», как небесная страна. Объяснение сожжения мертвых в связи с раем (Ибн-Фадлан). Погребальный обряд, возможные восточные влияния. Вынос на санях – память о древней прародине. Кремация трупа как одна из отличительных черт славянских захоронений. Погребальный инвентарь. Практика умерщвления жен и слуг. Погребальный пир (тризна, страва). Ритуальные бои и игры. Плач. Кормление усопшего и его история.
Боги древних славян, вторичный характер большинства из них. Общеславянские боги: Перун, Сварог (его связь с солярным культом и культом огня), Даждьбог, его параллели в греческом мире (представления о богатстве), Велес. Боги восточных славян: Хорс и Семаргл их иранский характер, Стрибог (связь с ветром), Мокошь (древнерусская Афродита?), Троян и его возможная связь с римским императором Траяном. Боги балтийских славян: Сварожич-Радгост, Триглав (возможные христианские реминисценции), Святовит и легенда о св. Вите, Ругевит как персонификация Святовита у руян, Чернобог и возможное влияние манихейских представлений на славян. Особенности культа у полабских славян: наличие храмов, жрецов, прорицалищ. Идолы славян. Характер жертв ( вопрос о человеческих жертвах) Упадок и гибель язычества.
Тема 13. Христианизация славян.
Великоморавская держава – на развалинах аварской
империи. Ее основание в 830 князем Моймиром в бассейне реки Моравы. Распространение власти Моймира на Верхнюю Паннонию. Cоперничество с Нижней Паннонией (князья Прибина и Коцел). Принятие Моймиром
христианства. Влияние немецкого (пассаусского и зальцбургского духовенства) на Великую Моравию. Лишение
власти Моймира
Людовиком Немецким, вокняжение Ростислава (
Судьба моравской державы:
Механизмы христианизации: принятие веры князем, одобрение народом. Так называемое «двоеверие» - христианская вера и языческие обычаи. Различие в отношению к язычеству и его пережиткам у западных славян с одной стороны, у южных и восточных – с другой.
14. Чехи, поляки. Чехия,
ее ранняя история. Чешские племена: чехи, лучане, лемузы, литомержицы и пшоване, харваты, дулебы. Распад
родового строя. Пржемысл, Пржемысловичи и
генезис чешской государственности. Крещение
Борживоя при дворе Святополка Моравского в 888
и принятие христианства племенем чехов. Спитигнев и
Людмила, их благотворительная и просветительная деятельность. Христианизация
страны при Вратиславе I 905-921 и св. Вацлаве
– 921-929. Кирилло-мефодиевская традиция на чешской почве и ее судьбы. Св. Войцех и св. Прокоп.Польша.
Племена и племенные союзы. «Большие племена»: висляне,
лендзяне, поляне, мазовшане,
гоплане, слензяне,
поморяне, их протогосударственный характер. Пясты и генезис польской государственности. Мешко I
(960-992). Крещение Мешко в
Тема 14. Жизнь и быт славян.
Антропологический тип: высокий рост (в мужских погребениях до
Пища – молочная (сыр – выплата им дани, творог), мясная (археологические находки костей овец, свиней, быков, кур, яиц в гробницах). Растительная пища – рожь, ячмень, пшено, овес. Изготовление хлеба, ритуальное значение калачей и караваев (короваев). Проблема германского происхождения лексемы «хлеб». Похлебки – уха (мясная), укроп (овощная). Фрукты, иноземное происхождение большей части из них (виноград, орехи и т.д.). Кваса и пиво. История меда (medos у Приска), арабские свидетельства, грамоты Оттона, Повесть Временных Лет. Славянское пьянство, его языческие корни и обличение его церковными писателями.
Одежда – источники (Прокопий, арабские авторы, изобразительный материал древнейших миниатюр, археологический материал). Мужская одежда славян: - штаны (ногавицы, гати, шаровары), рубашка (руб, срака, срачица, кошуля, сукня), шуба (кожух), плащ корзно. Женская одежда - рубаха, понява, оплечье, сарафан, летник. Обувь – крпце (кръпа), опанки, черевики, лапти, сапоги, «копытца». Головные уборы - шапка (чапка), чепец для замужних женщин. Парадные одежды балканских и русских князей, их византийские образцы. Украшения – фибулы, диадемы, гривны, височные кольца и их типологизация (S – образное кольцо).
Тема 15. Жилье и постройки.
Ранние типы жилья полукочевого периода: хижины (каливы),
землянки. Иранское происхождение термина хата (kata). Развитие жилья: появление сеней в
землянке. Переход к наземной постройке – куча (коча).
Готское влияние в появлении избы (stuba – istba) и франкское – в образовании кухни у западных
славян. Присоединение клети как хозяйственного помещения (хлев, кладовая). Комора, сруб и чулан. Горница, светлица, «летняя изба».
Появление второго этажа – яруса. Двор – студенец
-колодец (кладезь, кладенец – готское происхождение
термина), житница, гумно, хлев (готское слово), забор (ограда, оплот), .
Сушильня и одрина. Структура дома: окно (от слово
«око» - см. южнославянское «прозор»), полати и пол –
лавки для сна, крыша (стреха), конек (шелом).
Печь – глиняный свод как новация (примеры – с IX в.), структура печи (деревян Княжеский
дом – размеры и помещения, гридница – зал для пиршества, большое количество
клетей, подвалы, тюрьма (поруб), спальня (одрина, повалуша, ложница, чертог), теремы (тремы) для женщин. Каменные дворцы: Киев, Владимир, Абоба-Плиска (как образец византийской архитектуры) Общественные здание: гостиница, корчма:
гостиный двор (в Константинополе и Волжской Булгарии).
Каменное строительство – opus romanum
на Западе (Чехия и Польша, сопротивление ему), византийские традиции в Болгарии
и на Руси, стена от sten
– камень. Крепостное строительство
- каменные стены в Праге в
16. Хозяйственная деятельность.
Виды хозяйства: землепашество, скотоводство, бортничество, охота. Земледелие и
его развитие в VI-VIII в. в связи с
прекращением полукочевого образа жизни. Подсечно-огневое земледелие. Пахота: от
мотыги и заступа к сохе (ралу). Виды рала (с полозом и без), лемех и его
формы. Отличие плуга от рала: колеса и
резак, отвал. Римское происхождение
плуга и знакомство с ним славян на Балканах в VI-VII в. Свидетельства о введении плуга в Болгарии св. Климентом Охридским в
Южные торговые пути: от Дуная к Одеру и Висле; от Дуная или Черного Моря по Бугу, Днестру к Днепру, Припяти, Березине и Неману. Путь из Германии: чрез Магдебург и Эрфурт в Чехию. Путь по Дунаю к Саве и на север чрез Карпатские перевалы в Польшу и в Галицию. Днепровский путь из «Варяг в Греки» - от Финского залива по р. Ловать, Усвять, Двина волоком в Днепр. Волжский путь «В Булгары» – от Финского залива чрез Ловать в Новгород к верховьям Волги (Итиля). Обустройство дорог: гати, мосты. Средства передвижения: сани, их ритуальное значение; повозки – кола, колесница. Мореплавание: ладьи – однодревки; сагены и кондуры в Хорватии; насады, струги и схедии. Судоходство балтийских славян. Денежные единицы – гривна, цата (от гот. skatts), пенязь (из pfenning), сребренник, златник – златница. Весы.
Тема 17. Военное дело и общественная организация. Организация войска в контексте родового строя. Дружина – влияние готских и скандинавских образцов. Дружина Мешко – 3000 панцирных воинов. Термин «витязь» и его германское происхождение (от vitung или viking). Воевода, сотник, десятник, ратник. Тактика – первоначально партизанско-засадны, затем приспособление к римско-византийской тактике. Овладение осадной техникой и успехи славян во взятии византийских городов в VI-VII и IX в. Влияние германской тактики на Западе. Походно-боевая единица – полк (первоначальное значение – строй), вначале – 100 человек, затем – 1000. Лагерь – долговременные окопы, окружение повозками. Знамена. Выстраивание воинов. Влияние кочевников на появление отрядов лучников и начало боя стрелками. Поединки. Вооружение – вначале слабое и недостаточное (копье лук и щитII-III в.) , затем – развитие по германским, византийским и восточным образцам. Меч – древнее общеславянское слово (заимствование из готского mieks). Формы – наиболее частотен, прямой двухлезвийный германский меч (с VIII в.), остальные (в т.ч. палаш) редки. Сабля – с XI в. под кочевым влиянием. Секира – первые сообщения с VIII в. Виды - секира, чекан, топор, борды. Палицы – млатъ, жезлъ, булава, обухъ, пернатъ (пернач), шестоперъ. Копье и сулица (с двумя остриями). Лук, усиление его роли при столкновении с аварами и венграми. Типы луков – цельный и составной. Типы наконечников стрел. Отравленные стрелы. Тула. Праща (пракъ, порокъ, затем – название осадного орудия). Панцирь – броня (от древневерхненем. brunia - c IX в.Первоначально – плетеная кольчуга с рукавами и воротником (панцирь св. Вацлава). С ХII в. – пластинчатые панцири (бахтерец, юшман,зерцало). Шлем (от готского hilms) - конический шлем со стрелкой или наносником – имитация восточного типа (шлем св. Вацлава). На Руси с XII в. - непосредственный восточный тип (напр. шлем Ярослава). Щиты – миндалевидная форма, редкость умбона. Конская сбруя: седло – ранний термин, фиксируется с IХ в., стремя до IХ в. неизвестно, шпоры в погребениях с VIII в. Удила и узда
Право и социальное устройство: наличие трех классов – рабов, свободных, богатых и знатных. Вопрос о первоначальной племенной демократии. Основа – род (задруга), большая коллективная семья. Принцип коллективный собственности. Наличие личной собственности. Начало распада задруги в конце языческого периода (Х в.), становление частной собственности. Семейное право: широкие права женщины – владение личным имуществом, право вдовы управлять семьей. Уголовное право: первоначально принцип «око за око» и кровной мести, затем – выкуп (вира). Принцип коллективной ответственности.
Обязательная литература.
1. Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок. М., 2002.
2. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000
3. Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988.
4. Седов В.В. Славяне. М., 2002.
5. Свод древнейших письменных известий о славянах. Том. I (I-VI в.). М., 1991; Том II (VII-IX в.) М, 1995.
6. Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. М, 1984.
7. Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987
Дополнительная литература.
1. Константин Багрянородный. Об управлении империей. Под редакцией Литаврина Г.Г. М., 1991.
2. Свод древнейших письменных известий о славянах. Том. I (I-VI в.). М., 1991; Том II (VII-IX в.) М, 1995.
3. Сказания о начале Чешского государства в древнерусской письменности. / под редакцией А.Рогова. М., 1970.
Научная литература:
1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М., 1913. Репринт 2003.
2.
Бартольд В.В. Славяне /
Сочинения. Т.2. Ч.
3. Гура А.В. Мифы славян. М., 2000.
4. Древнейшие государства Восточной Европы. М., 1994
5. Литаврин Г.Г. Славяне и Византия. М, 2002.
6. Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IХ-ХI в. М, 1993.
7. Петрухин В.Я. Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье. М., 2004.
8. Очерки истории культуры славян. М., 1996.
9. Раннефеодальные государства на Балканах. VI-XII в. М, 1985.
10. Рыбаков Б.А, Язычество древних славян. М., 1981
11. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1998.
12. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1996.
13. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
14. Трубачов О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. М. 1991.
15. Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002.
16. Шахматов А.А. Древнейшие судьбы славянского племени. Пг., 1919.
17.
Шафарик П. Славянские
древности. Т. 1-
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ
«СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ».
1. Понятие об индоевропейцах и индоевропейских языках
2. Праиндоевропейский язык и индоевропейцы.
3. Древнеевропейцы», балто-славяне, протославяне.
4. Праславяне в конце I тыс. до н.э. –III н.э.
5. Cлавяне в эпоху Великого переселения народов IV-V в.
6. Славяне в VI веке.
7. Южные славяне в VII в.
8. Основание I Болгарского царства. Болгары в VII-VIII в.
9. Сербы и хорваты в VII-IX в.
10. Болгары в IX в. Болгарское общество
11. Полабские славяне.
12. Древние чехи и поляки
13. Язычество древних славян.
14. Христианизация славян.
15. Право и государственное устройство
16. Семейный строй и быт славян.
17. Одежда и украшения.
18. Ремесла славян.
19. Материальная культура славян.
20. Славянские жилища и строительство.
21. Военное дело.
22. Хозяйство славян
23. Торговля у славян.
24. Искусство у славян.