Славяне в древности

 

© канд. филол. наук В.В. Василик, 2004

 

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

 

    и  тем

 

Наименование разделов и тем

Всего

Часов

Аудиторные

занятия

 

Д/о

В/о

лекции

семинары

Д/о

В/о

1

Введение

 

4

4

2

2

_

2

Индоевропейский язык и индоевропейцы.

4

4

2

2

_

 

3

Древнеевропейцы»,  балто-славяне, протославяне.

4

4

2

2

_

 

4

Cлавяне в  римскую эпоху

 

4

4

2

2

_

 

5

Славяне во время  Великого переселения народов.

4

4

2

2

_

 

6

Славяне в VI в.

 

4

4

2

2

_

 

7

 Славяне в VII в. Становление Первого Болгарского Царства.

4

4

2

2

_

 

8

Славинии и Первое Болгарское Царство  в VIII-первой половине IX в.

4

4

2

2

_

 

9

Сербы, хорваты и словенцы в VII-первой половине X в.

4

4

2

2

_

 

10

Западные славяне. Продвижение славян в Германию.

4

4

2

2

_

 

11

Язычество древних славян.

 

4

4

2

2

_

 

12

История Великоморавской державы, Христианизация славян.

4

4

2

2

_

 

13

Ранние чехи и поляки.

 

4

4

2

2

_

 

14

Жизнь и быт славян

 

4

4

2

2

_

 

15

 Жилище и постройки.

 

4

4

2

2

 

 

16

Хозяйственная деятельность.

Ремесло и торговля.

4

4

2

2

 

 

17

Военное дело. Право и государственное устройство.

4

4

2

2

 

 

ИТОГО

68

68

34

34

 

 

             

 

IV Краткое содержание курса.

 

 

Тема 1.  Введение. Письменные источники. Их специфика. Археологический и этнографический материал: проблема интерпретации. История изучения древних славян: формирование научных школ. Изучение древних славян в России. Литература.

Тема 2.Индоевропейский язык и индоевропейцы.  Понятие об индоевропейской языковой семье и ее ветвях. Описание славянской ветви. Классификация индоевропейских языков: типы centum и satem. Историческое языкознание: его история и методология (сравнительно-исторический метод). Место индоевропейской семьи среди других языковых семей старого света (ностратическая гипотеза). Проблема времени выделения индоевропейской семьи ((IV тысячелетие). Проблема индоевропейской прародины – переднеазиатская (Иванов, Гамкрелидзе, Дьяконов), балканская (Гимбутас), причерноморская (Трубачев). Данные в пользу переднеазиатской прародины (языковые контакты с афразийской (семито-хамитской) семьей, реконструируемые термины для флоры и фауны и т.д.).  Хозяйственная жизнь индоевропейцев – данные в пользу наличия земледелия у индоевропейцев (реконструкция сельскохозяйственных терминов – «плуг», «пахать» - aro и т.д.). Термины для металлов (медь, серебро). Скотоводство (термины «лошадь» , «корова» - gwous, «овца» ovis, «свинья» - sus  и т.д.). Колесные повозки и вопрос о первоначальном полукочевом быте индоевропейцев. Сложный семейный строй. Общественный строй – наличие социальной иерархии, института «царей», торгового обмена.  Религия индоевропейцев – прототеизм (представление о едином Божестве-небе, Отце – dieu-pater) и полидоксия (представление о множестве природных духов).

 

Тема 3. «Древнеевропейцы»,  балто-славяне, протославяне.

Распад индоевропейской семьи во второй половине  III тыс. до н.э.  (выделение индоиранцев, пра-греков, прото-армян). Древнеевропейская общность (кельтская, италийская, фракийская, иллирийская, германская, балтийская, славянская ветви), время ее выделения (конец III тыс.). Маршрут «древнеевропейцев» в Европу  (Центральная Азия,  Поволжье, Причерноморье), прослеживаемый  по заимствованиям из тохарского, пра-тюркских и пра-финноугорских языков. Культура шаровых амфор и культура погребальных полей – возможные свидетельства расселения древнеевропейцев в Европе. Знакомство древнеевропейцев с морем, вторичное обретение земледелия. Место славянского языка среди других древнеевропейских языков. Проблема Балто-славянского единства и времени его распада. Вопрос о «праславянстве» тшинецко-комаровской культуры (ХIII-XV в до н.э.). Славяно-скифские изоглоссы (религиозная терминология и др.) и   праславяно-скифская контактная зона. «Скифы-пахари», невры, сколоты, будины в IV книге Геродота и возможность их идентификации с праславянами.  Славяно-скифские и славяно-кельтские контакты.

 

Тема 4. Праславяне в конце I тыс. до н.э. –III н.э.

Пшеворско-зарубинецкая культура и вопрос о ее принадлежности славянам. Вопрос о прародине славян – висло-одерская («автохтонная теория») и висло-днепровская. Венедская теория: pro et contra. Древнейшие свидетельства о венедах (Плиний, Тацит, Птолемей). «Инды» Плиния, вопрос их тождества  Свидетельство Тацита и вопрос о славяно-германских контактах в нач. н.э. Вопрос о значении этнонима suovenoi  Германо-славянские изоглоссы (заимствование социальных терминов, оружейной терминологии, лексики, связанной с деньгами и т.д.), их классификация и датировка. Вопрос об оседлости венедов. Военная организация венедов по свидетельству Тацита. Suovenoi в «Географии» Птолемея.

 

Тема 5. Cлавяне в эпоху Великого переселения народов. Певтингерова карта. Berzovia и  Дако-славянская контактная зона, возможность контактов славян с римлянами (вероятные реминисценции, связанные с Траяном в «Слове о Полку Игореве и т.д.). Ранние латинизмы в протославянском: (вино, осел и т.д.), вопрос о их прямом или опосредованном заимствовании. Черняховская культура и ее характер. Склавины и анты – выделение восточных славян. Свидетельства Иордана об антах. Восточные славяне под властью готов (Эрманарих).

Легенда о Сунихильде в сравнении с преданием о Кие, Щеке и Лыбеде. Винитарий и Боз (Буз): готско-славянские войны.  Культурные заимствования славян у готов (изба, меч, шлем). Римское культурное влияние чрез готское посредство. Крушение державы вестготов. Славяне в империи гуннов. Свидетельство Приска о славянах в державе Атиллы. Расселение славян в Паннонии (Венгрия). Погребальный славянский обряд в жизни гуннов (strava). Культура Прага-Корчак (V-VI в.) и ее разновидности (суково-дзедзитская, пеньковская, ипотешти-кындештская). Ее основные характеристики – тип керамики, сельскохозяйственные орудия, типы  и ареал обитания славян в  IV-V в. Судьбы славян после гибели гуннской державы. 

 

Тема 6.Славяне в VI в. Начало славянского натиска на византийскую империю. Сотрудничество славян и остаточных гуннских племен. Свидетельства Прокопия Кесарийского о славянах. Cлавяне на службе у византийцев (история Хилвудия и лже-Хилвудия). Этнографический очерк Прокопия и его значение. Религиозные представления славян по Прокопию (прототеизм и полидоксия). Социальный строй  - вопрос о значении термина «демократия» у Прокопия, собрания в его описаниях. Военное дело – слабая вооруженность и воинственность славян. Славянские нашествия середины VI в. (547, 551, 558) и их значение. Поход 558 г. и штурм славянами пригородов Константинополя. Появление аваров (Менандр). Анты и авары в VI  в (Межимир, Добрита). Временный союз Византийской империи и антов при Маврикии. Проблема аварского похода против славян в 602 г. Вопрос о времени и причинах исчезновения антов из источников. Нашествия славян в 80-90 г. VI в. Первые нападения на Салоники (чудеса св. Димитрия). Походы Маврикия против славян. Этнографический экскурс Маврикия о славянах в «Стратегиконе»: свидетельства о социальном устройстве – «анархия» славян»,  влияние родового начала и представления о гостеприимстве, свидетельства о срочном рабстве у славян. Семейный быт у славян по Маврикию –свидетельства о добровольно-вынужденной смерти жен после гибели мужей. Хозяйственная жизнь славян – развитие сельского хозяйства и отсутствие ремесел. Военное дело у славян согласно Маврикию – легкое вооружение партизанская тактика. Этнопсихологические характеристики – т.н. «вероломство и непостоянство» славян.  Соотношение информации Маврикия с данными археологии.

 

Тема 7. Славяне в VII веке. Открытие северной границы Византийской  в 602 г. и его последствия. Расселение славян в Верхней и нижней Мезии (Мисии), в Далмации, Фракии и Македонии. Славяне на Пелопоннесе. Милинги, Езериты и т.д. «Семь родов» на территории Мезии. Склавинии на территории Византийской империи, их социально-экономический характер. Овладение славянами византийской осадной техникой и осада Фессалоник в 616 г. Персидско-аварская осада Константинополя в 626 г. и роль славян.

Аварское иго и восстание  славян. Само и его роль в восстании. Государство Само в Паннонии. Славяно-франкские отношения в середине VII в. по свидетельствам Фредегара.. Поход Константа II в 658 против Славян. Славяне в Малой Азии: поход 685 г. против арабов и роль славян под предводительством Небула в поражении византийцев. Вопрос о византийских репрессиях против славян. Изменения этнического состава Балкан под славянским влиянием: Вытеснение греков, ассимиляция романского населения на северо-западе Балкан, исчезновение фрако-иллирийских народов. Влияние славян на греков: проникновение славянской лексики в среднегреческий язык, славянская топонимика в Греции.

Дискуссия в исторической литературе о роли иноземного элемента в организации славянской государственности (булгары на Балканах, норманны на Руси). История булгар, их место в тюркской группе языков,  время их переселения в Приазовье. История булгар в Приазовье. Кубрат и его сыновья: разделение булгар на пять объединений и их судьбы: переселение за Дон,  в Паннонию и Равенну . Роль хазарского наступления в распаде булгарского единства. Путь булгар под предводительством Аспаруха на Балканы (переправа чрез Днепр и Днестр). Вопрос о локализации Огла. Начало булгарских набегов. Поход Константина IV  Погоната в 680 г. Поражение византийцев и его причины (пассивность в боевых действиях, отъезд императора, паника). Занятие булгарами нижнего Подунавья  (область вокруг Варны и Одиссы). Подчинение «Семи родов», вопрос о его добровольности. Переселение северов на восток. Роль семи родов в защите булгар от византийцев. Мирный договор Константина Погоната и Аспаруха в 681 г. : уступка византийцами территорий к северу от Балканского хребта и уплата дани. Поход Юстиниана II в 688: покорение ряда славиний и поражение от булгар. Хан Тервель и его роль в восстановлении Юстиниана  II (705 г.). Строительство столицы – Плиски (Абобы).

 

Тема 8. Болгары и славяне в VIII-первой половине IX в. Болгары при Льве Исавре (717-741): помощь византийцам во время арабской осады Константинополя в 718 г. Константин Копроним (741-775) и его балканская политика. Поход Копронима в 756 г. против булгар, их разгром. Подчинение славиний в Македонии в 759 г. Неудача похода на Болгарию в 760 г. и болгарские набеги на Фракию. Междоусобие в среде булгар – восстание рода Угаин против правящего рода Вокил. Прихо к власти Тельца (Телесия). Поход  Копронима в 763 г. Битва при Анхиале. Славяне-перебежчики, причины их появления.

Про-византийские ханы (Сабин (763-67 , Паган ), их отношения с империей. Имперская политика по отношению к Болгарии: создание про-византийской агентуры. Хан Телериг и его антивизантйиская политика.

Походы Копронима в 772-774 г. Постройка укрепленной линии на юге от Балканского хребта. Походы Кардама против Византии в 90 г. VIII в.

Поход Ставракия в 783 г. против славиний. Восстание славян в 805 г. и полное подчинение Пелопоннеса византийцами в 805 г. Хан Крум. Осада и взятие Софии (Сардики) в 809 г. Поход императора Никифора в 811 г., взятие им Плиски и его гибель с войском на обратном пути в горных проходах. Осада и взятие Крумом  Месемврии в 812 г.  Поход 813 г. и разгром византийцев под Адрианополем. Осада Крумом Константинополя в 814 г. Омуртаг (814-831 г.). Тридцатилетний мир с Византией. Участие болгар в уничтожении остатков Аварского каганата. Походы против франков на запад (по Дунаю и Саве), в Молдавию и Валахию, в Южную Русь (Поднепровье). Перенос Омуртагом столицы из Плиски  в Преслав. Пресиан (831-852)  и его походы против сербов. Структура общества Первого Болгарского Царства. Протоболгары как правящий класс. Титулатура булгарской знати (баила, тархан, багатур, жупан и т.д.), ее тюркское происхождение и судьбы в славянском мире.

Вопрос о статусе славян как «союзников» булгар и их автономное положение. Булгаро-славянские отношения. Военная дифференциация между булгарами и славянами: конный характер булгарского войска, пеший – славянского. Ассимиляционные процессы в Болгарии в VIII-IX в. Законодательство Крума: борьба против воровства, пьянства, лжесвидетельства, пауперизации (по свидетельству Свиды). Греческие надписи и византийская титулатура ханов: титул Омуртага – «от Бога вождь».  Отношение к христианству: преследования христиан 10 и 20 годах IХ в., терпимость при Пресиане. 

 

Тема 9. Сербы, хорваты, словенцы в VII-X веке. Вопрос о времени появления хорватов и сербов, свидетельства Константина Багрянородного в 30-36 главах «Об управлении империей» - истинное и недостоверное в них. Вопрос о Белой Хорватии и Белой Сербии, их возможная локализация в Прикарпатье и верхнем Повисленье.   Борьба хорватов с аварами.  Договоры византийцев с сербами и хорватами при Ираклии в 30-40 г. VII в. Племенное деление хорватов на 7 родов вначале и 14 жуп в Х веке (Хлевиана, Ценцина, Имота, Плева, Песента, Параталассиа, Вревер, Нона, Тнина, Сидрага, Нина, Криваса).  Борьба хорватов против франков в нач. IX в. Восстание посавского князя Людевита в 819 г. и его последствия. Создание Трпимиром хорватской державы  (в середин IX в.). Свидетельства о хорватском войске и флоте в IX в. (100 тыс. пехоты, 60 тыс. конницы,  120 кораблей). Участие хорватов в византийских войнах против арабов в 70 г. IX в: оборона Антибари, взятие Бари. Христианизация Хорватии: первоначальная – в VII в., продолжение – в IX в. Римские миссионеры – миссия Мартина. Основание хорватской епископии в Ноне -  в. 879 г. князем Бранимиром (879-888). Влияние Кирилло-Мефодиевской традиции  на Хорватию: глаголическая традиция. Попытки Рима бороться с ней – князь Томислав  (910-928)  и Сплитские соборы – 925- 928.Сербы и их племенное деление – 8 жуп (Дестиник, Церновуска, Мегирет, Дресниек, Лесник, Салинес, Катера, Десник). Несербские южнославянские племена (Наречане, Захлумяне, Травуняне, Дукляне), их роль в этногенезе сербского народа. Первоначальная христианизация сербов в VII в. Становление сербской государственности: VII в. – полулегендарный архонт Серб, VIII в. - Вышеслав, Родослав, Просигой.  Правление Властимира в первой половине  IX в его войны  с болгарским ханом Пресианом (831-852). Мунтимир (860-891). Его успешные войны с болгарским царем Борисом. Петр Гойникович – 894-917. Союз с Византией и войны с  болгарским царем Симеоном, поражения болгар. Соперничество Петра с князем захлумским Михаилом Вышевичем, его роль в призвании болгар и опустошении Сербии в 917 г. Часлав Клонимирович и восстановление страны. Федеративные отношения Сербии к Византии в Х веке. Вопрос о путях христианизации Сербии в IX-X веках. Словенцы: свидетельства Григория Великого (конец VI-начало VII  века). Вопрос о границах их первоначального расселения.  Войны с баварами в конце.VI века. Аварское иго и освобождение от него при Само. Подчинение словенцев при князе Боруте баварам (745 г.). Франкское господство с 788 г. Христианизация словенцев. Венгерское господство и германизация.

 

Тема 10. Западные славяне. Проблема разделения единых западных славян на древних поляков, чехов, полабских славян, поморских славян. Этнический состав восточной Германии в начале н.э., вопрос о лугиях и их этнической принадлежности. Вопрос о переселении славян в Германию и о времени  его начала:  автохтонная теория, V-VI века. (Мюлленхоф), II-III в. (Нидерле). Первые свидетельства (Вибий Секвестр – «О реках», VI век). Западные  границы славянского продвижения в Германии (реки Эльба, Заале, Энже, Лорх, Верхний Майн, течение Дуная до Регенсбурга). Славянская топонимика в Германии  (КирвистиЦербст, Велеград – Мекленбург,  Археологические свидетельства о появлении славян в Германии (керамика, s образные височные кольца и т.д.). Племена полабских славян:  сербы, ободриты, лютичи. Племена сербской группы – коледичи и житичи, нелетичви и нудичи, шкудичи, далеминцы (нижане), лужичане. Ареал их обитания: центр на Заале, на восток до Майна, на юг – до Чешских гор. Племена ободритов – варны, вагры, полабы, древане. Область обитания – побережье от Любекского залива до низовьев Варны. Центры – Велеград (Мекленбург), Зверин (Шверин). Лютичи или велеты, проблема их идентичности с вельтами Птолемея. Группа лютичей – хижане, доленчане, ратари, черезпеняне, руяне. Центр ратарейРетра, ее культовое значение, разрушение в 1127 г.; черезпенянДымин, Велигост, руянАркона, ее культовое значение,  разрушение датчанами в 1168 г. Поморяне, их языковой статус, кашубы и словинцы. Центры – Щецин и др. Свидетельства Фредегара о сербском княжестве на Саале (631 г.).  Свидетельства VIII в. о славянах в Германии – житие св. Бонифация, грамоты герцога Тассило и т.д.

Походы Карла Великого в Саксонию и столкновение со славянами (780, 790, 794

Политика Карла Великого (союз с ободритами, войны против лютичей). Князь Вышан, его союз с Карлом и гибель (795).   Limen Sorabicus Карла Великого (805 г.). Милидух – князь всех сербов (нач. IX в.). Покорение славян гермацами, христианизация германизация. Восстание полабских славян в 983 г. Восстание 1056 и государство ободритского князя Готшалька.  Наступление немцев и датчан в ХII в. (взятие Ретры в 1127 г., Арконы в 1168, Волина в 1177). Ассимиляция полабских и поморских славян.

 

Тема 12. Язычество древних славян. Теории славянского язычества: изначальный политеизм (Рыбаков), изначальный прототеизм и полидоксия (Ловмянский),  доводы в пользу второй теории. Свидетельства Прокопия о едином боге -  «творце молний» славян. Проблема этимологии имени «Перун» - связь или с дубом, или с камнем.  Полидоксия: вилы, русалки и русальцы (возможная связь с средиземноморской мифологией), берегини, леший, домовой.  Магическая практика – заговоры (вычленение языческих и христианских элементов), гадания. Их исполнители – волхвы, ведуны, знахари.  Представления о загробном мире – первоначально ограниченном могилой и телом. «Нави» - мир призраков, упырей и вурдалаков. «Рай, ирий», как небесная страна. Объяснение сожжения мертвых в связи с раем (Ибн-Фадлан). Погребальный обряд,  возможные восточные влияния. Вынос на санях – память о древней прародине. Кремация трупа как одна из отличительных черт славянских захоронений. Погребальный инвентарь. Практика умерщвления жен и слуг. Погребальный пир (тризна, страва). Ритуальные бои и игры. Плач. Кормление усопшего и его история.

Боги древних славян, вторичный характер большинства из них. Общеславянские боги: Перун, Сварог (его связь с солярным культом и культом огня), Даждьбог, его параллели в греческом мире (представления о богатстве), Велес. Боги восточных славян: Хорс и Семаргл их иранский характер, Стрибог (связь с ветром), Мокошь (древнерусская Афродита?), Троян и его возможная связь с римским императором Траяном. Боги балтийских славян: Сварожич-Радгост, Триглав (возможные христианские реминисценции), Святовит и легенда о св. Вите, Ругевит как персонификация Святовита у руян, Чернобог и возможное влияние манихейских  представлений на славян. Особенности культа у полабских славян: наличие храмов, жрецов, прорицалищ. Идолы славян. Характер жертв ( вопрос о человеческих жертвах) Упадок и гибель язычества.

 

Тема 13. Христианизация славян. Великоморавская держава – на развалинах аварской империи. Ее основание в 830  князем Моймиром в бассейне реки Моравы. Распространение власти Моймира на Верхнюю Паннонию.   Cоперничество с Нижней Паннонией (князья Прибина и Коцел). Принятие Моймиром христианства. Влияние немецкого (пассаусского и зальцбургского духовенства) на Великую Моравию. Лишение власти Моймира  Людовиком Немецким, вокняжение Ростислава (840 г.). Укрепление великоморавских городов  - Девина , Велеграда (на Мораве), пограничных Знойма, Градца, Подивина. Союз с Болгарией и Чехией против Каролингов. 855 г. неудачное вторжение Людовика. Немецкого в Моравию,  отступление и защита Баварии. 862 год - посольство от Ростислава к византийскому императору Михаилу Ш с просьбой прислать  проповедников для просвещения Моравии. Решение Константинопольского Собор отправить философа Константина и его брата Мефодия в Моравию для проповеди. Их языковая эрудиция и предыдущая деятельность – миссия к арабам, к хазарам. Их прибытие в Моравию в 863 г.. Проповедь. Создание азбуки, вопрос об авторстве глаголицы, ее принадлежность Константину-Кириллу.  Первоначальные переводы (избранные части Нового Завета, текст литургии). 867 г. – поездка в Рим. Задержка у Коцела. 868 г. прибытие в Рим и переговоры с папой Адрианом. Вопрос о славянском богослужении. Смерть в Риме Константина-Кирилла, посвящение Мефодия в Паннонского епископа в 869 г. Смена власти в Моравии: неудачная война Ростислава с Баварией, его низложение, вокняжение  Святополка, его германофильский характер. Судьба Мефодия: поездка в Регенсбург (870 г.), арест, тюремное заключение (870-873). Освобождение и возвращение в Моравию. Борьба с интригами и немецким епископом Викингом. Продолжение переводов (Часослов, Октоих, Паримийник, Триодь, Псалтирь и т.д.). Создание школ, воспитание славяноязычного клира и переводчиков. Смерть Мефодия в 885 г. и изгнание его учеников в Болгарию. Царь Борис и принятие Болгарией христианства в 863 г. Спор за Болгарию между Константинополем и Римом. Просвещение и церковное строительство. Попытки языческих переворотов (865, 889 г.) Приглашение учеников Мефодия. Охридская школа: Климент и Наум Охридские – продолжение переводов и создание оригинальных славянских произведений (проповеди, стихиры, каноны  и т.д.). Характер болгарской литературы и ее расцвет.

Судьба моравской державы: 894 г. - смерть Святополка. 907 г. – угорский погром.

Механизмы христианизации: принятие веры князем, одобрение народом. Так называемое «двоеверие» - христианская вера и языческие обычаи. Различие в отношению к язычеству и его пережиткам у западных славян с одной стороны, у южных и восточных – с другой.

           

14. Чехи, поляки. Чехия, ее ранняя история. Чешские племена: чехи, лучане, лемузы, литомержицы и пшоване, харваты, дулебы. Распад родового строя.  Пржемысл,  Пржемысловичи и генезис чешской государственности. Крещение  Борживоя при дворе Святополка Моравского в 888 и принятие христианства  племенем  чехов. Спитигнев и Людмила, их благотворительная и просветительная деятельность. Христианизация страны при Вратиславе I 905-921 и св. Вацлаве – 921-929. Кирилло-мефодиевская традиция на чешской почве и ее судьбы. Св. Войцех и св. Прокоп.Польша. Племена и племенные союзы. «Большие племена»: висляне, лендзяне, поляне, мазовшане, гоплане, слензяне, поморяне, их протогосударственный характер. Пясты и генезис польской государственности. Мешко I (960-992).  Крещение Мешко в 966 г. и его женитьба на дочери Болеслава I Дубровки.  Пути христианизации Польши и ее истоки: Чехия, Бавария,  с начала   XI в. – Русь. Гнезнеская архиепископия1000 г.).                                  

 

Тема 14. Жизнь и быт славян. Антропологический тип: высокий рост (в мужских погребениях до 170 см. и выше), долихоцефалия, светлый цвет волос. Брахицефалия южных славян, ее причины (влияние тюркских народов). Наиболее отчетливые черты славянского типа – поляки и белорусы.  Рождение и детство: высокая рождаемость,  высокая детская смертность, убийство девочек у полабских славян. Обычаи при рождении – положение у очага, обнесение вокруг избы, первое купание. «Первый постриг» и «вывод из младенчества» мальчиков. Брак – похищение невесты, или ее выкуп. Брачные обряды – обмен подарками в т.ч. яблоком и петухом, облачение невесты в наметку, забрасывание молодых зерном или хмелем, обведение вокруг очага, постриг невесты, переодевание новобрачных, веселье гостей. Хороводы и маскарады. Моногамия и свидетельства о полигамии: Чехия при св. Войцехе, кн. Владимир на Руси, Поморье. Свободный образ жизни до брака: празднества Ярилы, Костромы, Купалы. Уход за телом: противоречия источников. Бани, их происхождение – готское влияние (IV-V в. stubaistba – изба), византийское (термин «баня» от balaneon). Cтруктура бани, ее древнейшие описания (Повесть временных лет, Масуди, «Легенда» о св. Вацлаве. Масло и мыло. История гребня, ножницы, бритвы, копоушки. Прическа – длинные волосы и борода (брада) у мужчин, коса у девушек, стриженые волосы у замужних. Болезни и их лечение знахарями. Высокая и ранняя смертность. Убийство стариков у полабских славян, «лапот» у сербов. Фаталистическое отношение к смерти.

Пища – молочная (сыр – выплата им дани,  творог), мясная (археологические находки костей овец, свиней, быков, кур, яиц в гробницах).  Растительная пища – рожь, ячмень, пшено, овес. Изготовление хлеба, ритуальное значение калачей и караваев (короваев). Проблема германского происхождения  лексемы «хлеб». Похлебки – уха (мясная), укроп (овощная). Фрукты, иноземное происхождение большей части из них (виноград, орехи и т.д.). Кваса и пиво. История меда (medos у Приска), арабские свидетельства, грамоты Оттона,  Повесть Временных Лет. Славянское пьянство, его языческие корни и обличение его церковными писателями.

Одежда – источники (Прокопий, арабские авторы,  изобразительный материал древнейших миниатюр, археологический материал). Мужская одежда славян:  - штаны (ногавицы, гати, шаровары), рубашка (руб, срака, срачица, кошуля, сукня), шуба (кожух), плащ корзно. Женская одежда  - рубаха, понява, оплечье, сарафан, летник. Обувь – крпце (кръпа), опанки,  черевики, лапти, сапоги, «копытца». Головные уборы -  шапка (чапка), чепец для замужних женщин. Парадные одежды балканских  и русских князей, их византийские образцы. Украшения – фибулы, диадемы,  гривны, височные кольца и их типологизация (S – образное кольцо).

 

Тема 15. Жилье и постройки. Ранние типы жилья полукочевого периода: хижины (каливы), землянки. Иранское происхождение термина хата (kata). Развитие жилья: появление сеней в землянке. Переход к наземной постройке – куча (коча). Готское влияние в появлении избы (stubaistba)  и франкское – в образовании кухни у западных славян. Присоединение клети как хозяйственного помещения (хлев, кладовая). Комора, сруб и чулан. Горница, светлица, «летняя изба». Появление второго этажа – яруса. Двор – студенец -колодец (кладезь, кладенец – готское происхождение термина), житница, гумно, хлев (готское слово), забор (ограда, оплот), . Сушильня и одрина. Структура дома: окно (от слово «око» - см. южнославянское «прозор»), полати и пол – лавки для сна, крыша (стреха), конек (шелом).  Печь – глиняный свод как новация (примеры – с IX в.), структура печи (деревян  Княжеский дом – размеры и помещения, гридница – зал для пиршества, большое количество клетей, подвалы, тюрьма (поруб), спальня (одрина, повалуша, ложница, чертог), теремы (тремы) для женщин. Каменные дворцы: Киев, Владимир, Абоба-Плиска (как образец византийской архитектуры)  Общественные здание: гостиница, корчма: гостиный двор (в Константинополе и Волжской Булгарии). Каменное строительство – opus romanum на Западе (Чехия и Польша, сопротивление ему), византийские традиции в Болгарии и на Руси, стена от sten – камень.  Крепостное строительство -  каменные стены в Праге в 932 г., каменные стены в Болгарии. Традиционные укрепления – валы, деревянные стены. Типы поселений – круговые, уличные, разбросанные.

 

 

16. Хозяйственная деятельность. Виды хозяйства: землепашество, скотоводство, бортничество, охота. Земледелие и его развитие в VI-VIII в. в связи с прекращением полукочевого образа жизни. Подсечно-огневое земледелие. Пахота: от мотыги и заступа к сохе (ралу). Виды рала (с полозом и без), лемех и его формы.  Отличие плуга от рала: колеса и резак, отвал.  Римское происхождение плуга и знакомство с ним славян на Балканах в VI-VII в. Свидетельства о введении плуга в Болгарии св. Климентом Охридским в 900 г. Упряжка, хомут, иго и ярмо. Форма участков и меры измерения поверхности в зависимости от методов вспашки (радло, плуг, поплужье, гон). Сев – озимый, яровой. Виды злаков – пшеница, рожь, овес, ячмень. Другие культуры – чечевица, горох, лен, конопля. Уборка – серпами и косами. Молотьба – на току цепами или копытами животных. Мельницы – свидетельства с  VIII в.  Жернова ( свидетельства с Х в.). Садоводство, разведение винограда: на Балканах – с VIII в., у  западных славян – с Х в. Виноградные и масляные прессы (точила). Скотоводство – виды животных: свинья (вепрь, прасе), овца (овъвъса, ягня, ярка), крупный рогатый скот (туръ, быкъ, волъ, корова, унъ, юнецъ, теля, яловица), лошадь (конь, комонь, кобыла, жребя).  Роль диких лошадей в развитии коневодства (поучение Владимира Мономаха). Шорное мастерство в Праге в Х веке. Археологические свидетельства о скотоводстве. Редкость козы и осла. Эпизодические появления верблюдов и мулов. Пастух или пастырь, его роль. Домашняя птица – куры, гуси, утки, голуби. Пчеловодство: выплата дани медом и воском немцам полабскими славянами в Х в. Размеры сбора по Гардизи (100 мер меда с 1 улья).  Рыболовство – свидетельства ХIII в. о различных типах сетях (неводъ, влакъ, мрежа, сеть). Верши. Специальные деревянные конструкции – слупъ, одра. Охота, ее орудия. Типы ловушек «сеть перевесъ тенето, пругло». Охота с соколами (князь Борис в IX в). Металлургия: праиндоевропейские (серебро и медь) и древнеевропейские названия (золото, серебро, олово, железо). Природные ресурсы: золото в Чехии и на Балканах, серебро в Чехии и Польше.  Сравнительная неразвитость литейного дела и развитие кузнечного, находки наковален и клещей. Предметы, изготовленные ковкой:  сельскохозяйственные (косы, серпы, пилы, топоры, молотки и т.д.), оружие, сосуды (котлы и т.д.). Ювелирное мастерство – влияние византийских и каролингских ремесленников. Находки ювелирной мастерской в Киеве близ Десятинной Церкви. Филигрань – проволочная и гранулированная. Инкрустация драгоценными камнями. Техника чеканного орнамента. Техника эмали. Чернь и позолота. Керамика: эволюция славянской керамики с  V по Х века. Типы Прага-Корчак, Городищенская керамика и т.д. Гончарные клейма, их классификация. Употребление рогов как дань ритуалу. Терминология – гърнъ, сосудъ, чьбанъ (жбан), латы (широкий сосуд), кубъ (кубок), чрепъ  (черпак). Деревянная посуда – дежа (бочка), ведро, оковъ (бадья) корь (четверть), лукно (лукошко), кадълбъ (чан), бочка, кадь.  Ткачество – материалы: лен, конопля. Стан – стоячий характер станка. Надписи на веретенах. Торговля: римский период, угасание после IV в., расцвет в IX в., угасание в XI в.  Импорт: оружие  - мечи, панцири  (запрет Карла Великого на продажу славянам брони (brunias); готовая одежда и дорогие ткани (Византия и Восток), ювелирные изделия и украшения; фрукты и вина. Экспорт – сырьевой: мед и воск, меха – бобр, соболь куница, белка, горностай (и т.д.), хлеб, рыба, янтарь. Экспортно-импортный характер соляной торговли и специфика добычи соли. Экспорт рабов – военнопленных и порабощенных членов общины. Ареал продажи славянских рабов. Роль евреев в работорговле. Переход этнонима славянин в апеллятив «раб» ( лат. sclavus, фр. esclave,  англ slave, нем. sklave). Славянские термины для рабов: рабъ или робъ, отрокъ (букв. не говорящий).

            Южные торговые пути: от Дуная к Одеру и Висле; от Дуная или Черного Моря по Бугу, Днестру к Днепру, Припяти, Березине и Неману. Путь из Германии: чрез Магдебург и Эрфурт  в Чехию. Путь по Дунаю к Саве и на север чрез Карпатские перевалы в Польшу и в Галицию.  Днепровский  путь из «Варяг в Греки» - от Финского залива по р. Ловать, Усвять, Двина волоком в Днепр. Волжский путь «В Булгары» – от Финского залива чрез Ловать в Новгород к верховьям Волги (Итиля). Обустройство дорог: гати, мосты. Средства передвижения: сани, их ритуальное значение; повозки – кола, колесница. Мореплавание: ладьи – однодревки; сагены и кондуры в Хорватии; насады, струги и схедии. Судоходство балтийских славян.  Денежные единицы – гривна, цата (от гот. skatts), пенязь (из pfenning), сребренник, златникзлатница.  Весы.

 

 

 

Тема 17. Военное дело и общественная организация. Организация войска в контексте родового строя. Дружина – влияние готских и скандинавских образцов. Дружина Мешко – 3000 панцирных воинов. Термин «витязь» и его германское происхождение (от vitung  или viking). Воевода, сотник, десятник, ратник. Тактика – первоначально партизанско-засадны, затем приспособление к римско-византийской тактике. Овладение осадной техникой и успехи славян во взятии византийских городов в VI-VII и IX в. Влияние германской тактики на Западе. Походно-боевая единица – полк (первоначальное значение – строй), вначале – 100 человек, затем – 1000. Лагерь – долговременные окопы, окружение повозками. Знамена. Выстраивание воинов. Влияние кочевников на появление отрядов лучников и начало боя стрелками. Поединки. Вооружение – вначале слабое и недостаточное (копье лук и щитII-III в.) , затем – развитие по германским, византийским и восточным образцам. Меч – древнее общеславянское слово (заимствование из готского mieks). Формы – наиболее частотен, прямой двухлезвийный германский меч (с VIII в.), остальные (в т.ч. палаш) редки. Сабля – с XI в. под кочевым влиянием. Секира – первые сообщения с VIII в. Виды  - секира, чекан, топор, борды. Палицы – млатъ, жезлъ, булава, обухъ, пернатъ (пернач), шестоперъ. Копье и сулица (с двумя остриями). Лук, усиление его роли при столкновении с аварами и венграми. Типы луков – цельный и составной. Типы наконечников стрел. Отравленные стрелы. Тула. Праща (пракъ, порокъ, затем – название осадного орудия). Панцирь – броня (от древневерхненем. brunia  - c IX вервоначально – плетеная кольчуга с рукавами и воротником (панцирь св. Вацлава). С ХII в. – пластинчатые панцири (бахтерец, юшман,зерцало). Шлем (от готского hilms)  - конический шлем со стрелкой или наносником – имитация восточного типа (шлем св. Вацлава). На Руси с XII в. -  непосредственный восточный тип (напр. шлем Ярослава). Щиты – миндалевидная форма, редкость умбона. Конская сбруя: седло – ранний термин, фиксируется с IХ в., стремя до IХ в. неизвестно, шпоры в погребениях  с VIII в. Удила и узда

Право и социальное устройство: наличие трех классов – рабов, свободных, богатых и знатных. Вопрос о первоначальной племенной демократии. Основа – род (задруга), большая коллективная семья. Принцип коллективный собственности. Наличие личной собственности. Начало распада задруги в конце языческого периода (Х в.), становление частной собственности. Семейное право: широкие права женщины – владение личным имуществом, право вдовы управлять семьей.  Уголовное право: первоначально принцип «око за око» и кровной мести, затем – выкуп (вира). Принцип коллективной ответственности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательная литература.

1.               Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок. М., 2002.

2.               Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000

3.               Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988.

4.               Седов В.В. Славяне. М., 2002.

5.               Свод древнейших письменных известий о славянах. Том. I (I-VI в.). М., 1991; Том II (VII-IX в.) М, 1995.

6.               Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. М, 1984.

7.               Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987

 

 

 Дополнительная литература.

Источники

1.               Константин Багрянородный. Об управлении империей. Под редакцией Литаврина  Г.Г. М., 1991.

2.               Свод древнейших письменных известий о славянах. Том. I (I-VI в.). М., 1991; Том II (VII-IX в.) М, 1995.

3.               Сказания о начале Чешского государства в древнерусской письменности. / под редакцией А.Рогова.  М., 1970.

 

Научная литература:

1.               Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М., 1913. Репринт 2003.

2.               Бартольд В.В. Славяне / Сочинения. Т.2. Ч. 1. М., 1963.

3.               Гура А.В. Мифы славян. М., 2000.

4.               Древнейшие государства Восточной Европы. М., 1994

5.               Литаврин Г.Г.  Славяне и Византия. М, 2002.

6.               Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IХ-ХI в. М, 1993.

7.               Петрухин В.Я. Раевский Д.С. Очерки  истории народов России в древности и раннем Средневековье. М., 2004.

8.               Очерки истории культуры славян. М., 1996.

9.               Раннефеодальные государства на Балканах. VI-XII в. М, 1985.

10.            Рыбаков Б.А, Язычество древних славян. М., 1981

11.            Седов В.В. Славяне в древности. М., 1998.

12.            Славянская мифология. Энциклопедический словарь.  М., 1996.

13.            Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

14.            Трубачов О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. М. 1991.

15.            Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002.

16.            Шахматов А.А. Древнейшие судьбы славянского племени. Пг., 1919.

17.            Шафарик П. Славянские древности. Т. 1-3. М, 1837-48.

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

«СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ».

 

1.     Понятие об индоевропейцах и индоевропейских языках

2.     Праиндоевропейский язык и индоевропейцы.

3.     Древнеевропейцы»,  балто-славяне, протославяне.

4.     Праславяне в конце I тыс. до н.э. –III н.э.

5.     Cлавяне в эпоху Великого переселения народов IV-V в.

6.     Славяне в VI веке.

7.     Южные славяне в VII в.

8.     Основание I Болгарского царства. Болгары в VII-VIII в.

9.     Сербы и хорваты в VII-IX в.

10.  Болгары в IX в. Болгарское общество

11.  Полабские славяне.

12.  Древние чехи и поляки

13.  Язычество древних славян.

14.  Христианизация славян.

15.  Право и государственное устройство

16.  Семейный строй и быт славян.

17.  Одежда и украшения.

18.  Ремесла славян.

19.  Материальная культура славян.

20.  Славянские жилища и строительство.

21.  Военное дело.

22.  Хозяйство славян

23.  Торговля у славян.

24.  Искусство у славян.

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz