Спецкурс

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ СЛАВЯН

 

© канд. филол. наук В.В. Василик, 2004.

 

II РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ.

 

N

 Тема занятия

Всего

Часов

лекции

Семинары

д

в/о

д

в/о

1

Введение

4

 

 

 

2

2

Формирование канона Ветхого и Нового Завета. Ранняя история христианства. (I-III в.)

4

 

 

 

2

3

История Вселенской Церкви в IVв.

4

 

 

 

2

4

Богословие, аскетическая жизнь и богослужение Вселенской Церкви. IV-IX в.).  Церковная литература.

4

 

 

 

2

5

История христианской миссии во II-IX  в. (неславянские страны).

4

 

 

 

2

6

Славянское язычество  и его характер

4

 

 

 

2

7

 Христианизация сербов и хорватов в VII-IX в.

 

4

 

 

 

2

8

Христианизация словенцев и южногерманских славян. Западные миссии в славянском мире.

4

 

 

 

2

9

Крещение Болгарии.

4

 

 

 

2

10

Кирилло-Мефодиевская миссия. (862-869)

4

 

 

 

2

11

Кирилло-Мефодиевская миссия. (870-885)

4

 

 

 

 

12

Кирилло-Мефодиевская традиция в Болгарии. Христианство в Болгарии (885-1018 г.).

4

 

 

 

2

13

Крещение Чехии. Христианство в Чехии в Х-ХI в.

4

 

 

 

2

14

Христианизация Польши и полабских славян.

4

 

 

 

2

15

Русь и христианство в IX-X веках (860-972 г.)

4

 

 

 

2

16

Крещение Руси и ее христианизация в Х-XI в.

4

 

 

 

2

17

Христианская культура славянских народов.

4

 

 

 

2

 

Итого:

68

 

 

 

34

 

 

III. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет.

 

 

 

IV СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

 

Тема 1. Введение. Цели и задачи дисциплины. Основные понятия. Сущность христианства. Проблематика христианизации. Вопрос о характере ее принятия. Источники. Основная литература.

 

Тема 2. Формирование канона Ветхого и Нового Завета. Ранняя история христианства. (I-III в.) История израильского монотеизма. Ветхий Завет. Личность Иисуса Христа и характер Его проповеди. Судьбы апостольской общины. Проповедь апостола Павла и распространение христианства в Римской империи. Гонения на христиан. Апологеты. Начала патристики.

 

Тема 3. История Вселенской Церкви в IVв. Константин Великий. Миланский эдикт. Арианская ересь и Первый Вселенский собор. Развитие организационной структуры Церкви и появление патриархатов. Арианская смута. Второй Вселенский собор. Несторианские и монофизитские споры – Третий и Четвертый вселенские соборы. Эпоха Юстиниана. Пятый Вселенский собор. Возникновение и развитие монашества, его типы и организационные структуры.

Монофелитская смута и Шестой Вселенский собор. Первое иконоборчество. Седьмой Вселенский собор. Второе иконоборчество. Торжество Православия. Начало расхождения Запада и Востока. Патриарх Фотий. Процессы дивергенции Константинополя и Рима в Х в.

 

Тема 4. Богословие, аскетическая жизнь и богослужение Вселенской Церкви. IV-IX в.).  Церковная литература.  Развитие учения о Троице. Св. Афанасий Александрийский. Каппадокийцы – Василий Великий. Григорий Богослов. Григорий Нисский. Христология. Св. Кирилл Александрийский и Феодорит Киррский. Запад – свмвросий Медиоланский, блаж. Иероним, блаж. Августин, Григорий Великий. Максим Исповедник. Иоанн Дамаскин.  Аскетическая традиция – преп. Макарий и Макарианский корпус, преп. Иоанн Лествичник и Лествица и т.дапад св. Бенедикт Нурсийский, возникновение

Агиография – возникновение и развитие житийной традиции. Житие Антония Великого. Патерики. Житие Марии Египетской и т.д.

Богослужение – соборно-приходское,  монашеское. Богослужебные чины на Западе (римский, галликанский, амброзианский) и на Востоке (Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Константинопольский). Влияние и взаимодействие Иерусалимского и Константинопольского чинов в сложении совренменного устава. Структура богослужения. Вечерня. Утреня. Часы. Литургия. Литургия Василия Великого и Иоанна Златоуста.

 Круг праздников. Богослужение Великого поста, Пасхальный цикл. Развитие гимнографии.

 

Тема 5. История христианской миссии во II-IX  в. (неславянские страны).Раннехристианская миссия внутри Римской империи и за ее пределами. Свидетельства св. Иринея Лионского о бесписьменных варварских народах, принявших христианство. Проповедь в Индии (II-III в.) и «Христианство св. Фомы). Взлет миссионерской активности в IV в. Мученичество св. Рипсимэ и обращение Армении. Св. Нина и христианизация Грузии. Св. Фрументий и евангелизация Эфиопии. Ульфила и обращение готов,  готская версия Нового Завета и роль арианского элемента в дальнейшей истории славян.  Св. Патрик и евангелизация Ирландии. Вторичная христианизация Англии. Евангелизация Германии.

 

 

Тема 6. Язычество древних славян. . Теории славянского язычества: изначальный политеизм (Рыбаков), изначальный прототеизм и полидоксия (Ловмянский),  доводы в пользу второй теории. Свидетельства Прокопия о едином боге -  «творце молний» славян. Проблема этимологии имени «Перун» - связь или с дубом, или с камнем.  Полидоксия: вилы, русалки и русальцы (возможная связь с средиземноморской мифологией), берегини, леший, домовой.  Магическая практика – заговоры (вычленение языческих и христианских элементов), гадания. Их исполнители – волхвы, ведуны, знахари.  Представления о загробном мире – первоначально ограниченном могилой и телом. «Нави» - мир призраков, упырей и вурдалаков. «Рай, ирий», как небесная страна. Объяснение сожжения мертвых в связи с раем (Ибн-Фадлан). Погребальный обряд,  возможные восточные влияния. Вынос на санях – память о древней прародине. Кремация трупа как одна из отличительных черт славянских захоронений. Погребальный инвентарь. Практика умерщвления жен и слуг. Погребальный пир (тризна, страва). Ритуальные бои и игры. Плач. Кормление усопшего и его история.

Боги древних славян, вторичный характер большинства из них. Общеславянские боги: Перун, Сварог (его связь с солярным культом и культом огня), Даждьбог, его параллели в греческом мире (представления о богатстве), Велес. Боги восточных славян: Хорс и Семаргл их иранский характер, Стрибог (связь с ветром), Мокошь (древнерусская Афродита?), Троян и его возможная связь с римским императором Траяном. Боги балтийских славян: Сварожич-Радгост, Триглав (возможные христианские реминисценции), Святовит и легенда о св. Вите, Ругевит как персонификация Святовита у руян, Чернобог и возможное влияние манихейских  представлений на славян. Особенности культа у полабских славян: наличие храмов, жрецов, прорицалищ. Идолы славян. Характер жертв ( вопрос о человеческих жертвах) Упадок и гибель язычества.

.

Тема 7 Христианизация сербов и хорватов в VII-IX в.

.Христианизация Хорватии: первоначальная – в VII в., продолжение – в IX в.

Свидетельства Константина Багрянорного.

Римские миссионеры – миссия Мартина. Основание хорватской епископии в Нине -  в. 879 г. князем Бранимиром (879-888). Влияние Кирилло-Мефодиевской традиции  на Хорватию: глаголическая традиция. Попытки Рима бороться с ней – князь Томислав  (910-928)  и Сплитские соборы – 925- 928. Бенедиктинское монашество в Хорватии в XI веке.

Христианизация Сербии – первоначальная в VII в., ее закрепление при Василии Македоняне. Вопрос о церковной юрисдикции Сербии. Церковное строительство. Первые сербские святые (Иван-Владимир и т.д.)

 

Тема 8. Христианизация словенцев и южногерманских славян. Западные миссии в славянском мире.  Крещение карантанских слваян при князе Боруте (754 г.)рещение южногерманских славян. Роль бенедиктинских миссий в евангелизации славян. Вопрос о первоначальных переводах и их авторах: литургические латинизмы в старославянском языке. Фрейзингерские отрывки. Соотношение христианизации и германизации. Вопрос о возможных ирландских миссиях.

 

Тема 9. Крещение Болгарии Христианство на Болгарских землях  в IV-VI в. Вопрос о роли славянских нашествий в разрушении церковной организации.

Крум (803-814), его войны с Византией и судьбы византйиских пленников.. Гонения на христиан при Омуртаге, крещение Енравоты и его последствия. Гонения при Маламире, казнь Енравоты. Терпимость при Пресиане.   Князь Борис и принятие Болгарией христианства в 865 г. Языческое восстание 865 года и его разгром. Спор за Болгарию между Константинополем и Римом. Решения соборов 860 и 870 г. Характер первоначальной организации Болгарской Церкви.

 

 

Тема 10. Кирилло-Мефодиевская миссия (862-869). Образование и воспитание св. Константина-Кирилла и Мефодия. Их языковая эрудиция и предыдущая деятельность – миссия к арабам, к хазарам.

862 год - посольство от Ростислава к византийскому императору Михаилу Ш с просьбой прислать  проповедников для просвещения Моравии. Решение Константинопольского Собор отправить философа Константина и его брата Мефодия в Моравию для проповеди. Их прибытие в Моравию в 863 г.. Проповедь. Создание азбуки, вопрос об авторстве глаголицы, ее принадлежность Константину-Кириллу.  Первоначальные переводы (избранные части Нового Завета, текст литургии). 867 г. – поездка в Рим. Задержка у Коцела. 868 г. прибытие в Рим и переговоры с папой Адрианом.

Вопрос о славянском богослужении и его одобрение папой Адрианом.. Смерть в Риме Константина-Кирилла,

 

Тема 11. Кирилло-Мефодиевская миссия. (870-885). Посвящение Мефодия в Паннонского епископа в 870 г. Смена власти в Моравии: неудачная война Ростислава с Баварией, его низложение, вокняжение  Святополка, его германофильский характер. Судьба Мефодия: поездка в Регенсбург (870 г.), арест, тюремное заключение (870-873). Освобождение и возвращение в Моравию. Борьба с интригами главы немецкого духовенства Вихинга. Продолжение переводов (Часослов, Октоих, Паримийник, Триодь, Псалтирь и т.д.). Создание школ, воспитание славяноязычного клира и переводчиков. Вопрос о Filioque Cмерть Мефодия в 885 г. и изгнание его учеников в Болгарию.

 

 

Тема 12. Христианство в Болгарии (885-1018) Просвещение и церковное строительство. Попытки языческих переворотов (865, 893 г.) Приглашение учеников Мефодия. Охридская школа: Климент и Наум Охридские – продолжение переводов и создание оригинальных славянских произведений. Константин Преславский и Преславская школа. Эпоха царя Симеона.  Иоанн Экзарх Болгарский, его Шестоднев и проповеди.  Учреждение патриаршества. Царь Петр и признание болгарской патриархии Константинополем. Богомильское движение. Уничтожение патриархии в 1018 г. Охридская архиепископия и ее судьбы.

 

 

Тема 13. Христианизация Чехии.  Чехия, ее ранняя история. Чешские племена: чехи, лучане, лемузы, литомержицы и пшоване, харваты, дулебы. Распад родового строя.  Пржемысл,  Пржемысловичи и генезис чешской государственности. Крещение  Борживоя при дворе Святополка Моравского в 888 и принятие христианства  племенем  чехов. Спитигнев и Людмила, их благотворительная и просветительная деятельность. Христианизация страны при Вратиславе I 905-921 и св. Вацлаве – 921-929. Кирилло-мефодиевская традиция на чешской почве и ее судьбы. Св. Войтех и св. Прокоп. Традиция Сазавского монастыря.

 

 

Тема 14. Христианизация Польши и полабских славянольша. Племена и племенные союзы. «Большие племена»: висляне, лендзяне, поляне, мазовшане, гоплане, слензяне, поморяне, их протогосударственный характер. Пясты и генезис польской государственности. Мешко I (960-992).  Крещение Мешко в 966 г. и его женитьба на дочери Болеслава I Дубровки.  Пути христианизации Польши и ее истоки: Чехия, Бавария,  с начала   XI в. – Русь. Св. Войтех и его роль в евангелизации  Польши  Гнезнеская архиепископия (с 1000 г.). Мученичество Бруно Кверфуртского и его спутников, роль бенедиктинских миссионеров в евангелизации Польши. Языческие мятежи после смерти Болеслава Храброго. Свтанислав и взаимоотношения светской и духовной власти. Евангелизация полабских славян и ее характер. Мятеж 983 года и его причины. Уничтожение основных культовых центров в XII в. и конец язычества.                                   

 

Тема 15. Русь и христианство в IX-X веках (860-972 г.). Нашествие русов в 860 г. и первое крещение Руси (867). Свидетельства Фотия и др. Вопрос о характере христианизации русов  при Аскольде и Дире. Христианство на Руси при Игоре и наличие христиан среди его дружины. Свидетельства о крешение св. Ольги (Константин Багрянородный, Скилица и т.д.). Причины неудачи в создании русской епископии и попытка получить  епископа на Западе. Реакция язычества при Святославе.

 

Тема. Крещение Руси и ее христианизация в Х-XI в.  Прохристианская политика Ярополка и проязыческая политика Владимира. Попытка создания общеязыческого пантеона . Причины и версии крещения св. Владимира. «Корсунская легенда» и ее историческая достоверность. Восточные свидетельства о византийско-русских связях при св. Владимире. Характер крещения киевлян, вопрос о возможности сопротивления Новгородцев.    Храмостроительство при св. кн. Владимире, начала русского образования. Устав св. кн. Владимира. Начала миссионерства.  Св. Борис и Глеб, значение их подвига. Христианство на Руси при Ярославе, церковное строительство, значение св. Софии для русской книжности. Миссия на Руси: свят. Леонтий Ростовский, Пимен и Кукша. Начало монастырской жизни: Киево-Печерский монастырь.

 

Тема. Христианская культура славянских народоввященное Писание в жизни славянских народов: коренное отличие между славянским Западом и Востоком. Вопрос о характере первоначально кирилло-мефодиевского перевода Евангелия и Библии в целом. Литургическая жизнь славянских народов.  Разработка самобытных славянских литургических текстов: каноны, трипеснцы и четверопеснцы Климента, Наума Охридских и Константина Преславского. Гимнографическое творчество древнерусских книжников. Гомилетика:  св. Климент и св. Наум Охридский, Иоанн Экзарх  Болгарский. Митрополит Илларион и его  «Слово о Законе и Благодати». Агиография: свято-Вацлавский цикл и его влияние на древнерусскую литературу, ранние болгарские жития (житие св. Иоанна Рильского и т.д.). Повесть о Борисе и Глебе и ее место в древнерусской и средневековой литературе. Архитектура и живопись.

 

V. Учебно-методическое обеспечение курса

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Обязательная литература

1.               Иванов С.А. Византийская миссия. М., 2003.

2.               Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988.

3.               Тахиаос А.Э. Святые Кирилл и Мефодий. М., 2005.

4.               Флоря Б.Н. Турилов А.А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции. М., 2000.

5.               Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. М., 2002.

6.               Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002.

 

Дополнительная литература.

 

1.               Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М., 1913. Репринт 2003.

2.               Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994.

3.               Гура А.В. Мифы славян. М., 2000.

4.               Еп. Кассиан Безобразов. Христос и первое христианское  поколение М. 2000.

5.               История Византии. Под редакцией З.Н.Удальцовой. Т.1, 2. М., 1967

6.               Константин Багрянородный. Об управлении империей. Под редакцией Литаврина  Г.Г. М., 1991.

7.               Литаврин Г.Г.  Славяне и Византия. М, 2002.

8.               Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок. М., 2002.

9.               Назаренко А.Д.  Древняя Русь на международных путях М., 2002.

10.            Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

11.            Петренко В.П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X в.М., 1991

12.            Приселков М.Н. Очерки по церковно-политической истории Руси X-XII в.  М, 2004.

13.            Рыбаков Б.А, Язычество древних славян. М., 1981

14.            Свод древнейших письменных известий о славянах. Том. I (I-VI в.). М., 1991; Том II (VII-IX в.) М, 1995.

15.            Сказания о начале Чешского государства в древнерусской письменности. / под редакцией А.Рогова.  М., 1970.

16.            Селищев А.М. Старославянский язык. М, 1952.

17.            Славянская мифология. Энциклопедический словарь.  М., 1996.

18.            Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

19.            Успенский Ф.И. История Византии. Спб. 1995. Т.I, T.II.

20.            Фома Сплитский. История архиепископов Салоны / пер. Акимовой О.А. М., 1997

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

 

1.               Канон Ветхого Завета.

2.               Канон Нового Завета.

3.               Иисус Христос. Его жизнь и учение.

4.               Доникейский период жизни Вселенской Церкви.

5.               Церковь в эпоху Вселенских соборов.

6.               Западноевропейское миссионерство

7.               Византийское миссионерство (IV-VII в.)

8.               Христианство на южнославянских землях до VII в.

9.               Христианизация сербов и хорватов в VII-VIII в.

10.            Христианство в Хорватии в IX-XI в.

11.            Становление церковной жизни в и сербских землях в IX-XI в.

12.            Евангелизация словенцев и южноальпийских славян.

13.            Церковная жизнь на Болгарских землях до 681 года.

14.            Христианство в протоболгарской державе.

15.            Крещение Болгарии.

16.            Споры за Болгарию между Римом и Константинополем.

17.            Судьбы христианства в Великоморавской державе.

18.            Кирилло-Мефодиевская миссия. (862-869)

19.            Кирилло-Мефодиевская миссия. (870-885)

20.            Языковая проблематика христианизации славян

21.            Роль государства в евангелизации славян.

22.            Кирилло-Мефодиевская традиция в Болгарии.

23.            Христианство в Болгарии (885-1018).

24.            Крещение Чехии.

25.            Христианство в Чехии в Х-начале XI в.

26.            Начала христианства в Польше (965-1000 г.).

27.            Христианство в Польше в XI в.

28.            Евангелизация полабских славян.

29.            Первое крещение Руси (860 г.)

30.            Крещение св. Ольги.

31.            Крещение Руси 988 г.

32.            Христианизация Руси при Владимире.

33.            Христианство при Ярославе.

34.            Культура Древней Руси.

35.            Культура Болгарии

36.            Культура Польши и Чехии

37.            Славянское язычество.

38.            Церковная жизнь эпохи Вселенских соборов.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz